финского эпоса «Калевала», 1892), свидетельствовавшая о возникновении национального финского романтического стиля. В 1890 1910-х годах завоевали признание в Финляндии и др. странах его симфонии, а также симфонические поэмы, основанные на финской народной поэзии, истории, мифологии и эпосе, в т. ч. наиболее известное сочинение Сибелиуса — «Туонельский лебедь» (написанное на сюжет «Калевалы») из оркестровой сюиты «Лемминкяйнея». Глава финской композиторской школы, Сибелиус стал одним из видных продставителей мирового симфонизма. Для Сибелиуса , тяготевшего к программности, характерны виртуозное владение искусством преобразования тем, синтезирование классических и романтических принципов формообразования. Не цитируя народных мелодий, Сибелиус органично претворял музыкальный фольклор, используя его ладово-гармонические и ритмические особенности. Сочинения Сибелиуса отличаются своеобразной северной строгостью и одновременно непосредственностью высказывания. Характерны патриотические мотивы, которыми проникнуты 2 первые симфонии, симфоническая поэма «Финляндия», кантата «Край родной», хоровые сочинения . Образы финской природы претворены в 4-й симфонии, симфонических поэмах «Сага», «Весна». «Дриада», «Океаниды» и др. сочинения, музыкальный язык которых близок импрессионизму. Сибелиус — автор около 100 романсов и песен, лучшие из них — «Чёрные розы», «Тростник». «Девушка вернулась со свиданья». Произведениям 1910— 15-х гг. присущи ритмическая свобода и причудливость, тематическая мозаичность: в них появляются тревожные настроения (4-я симфония, 1914, и др.). В последних сочинениях Сибелиус вернулся к простоте и классической ясности формы (7-я симфония, симфоническая поэма «Тапиола»). Среди других популярных произведений Сибелиуса — концерт для скрипки с оркестром и «Грустный вальс» (из музыки к спектаклю по пьесе «Смерть» А. Яркефельта). Творчеству Сибелиуса посвящен ежегодный Международный музыкальный фестиваль «Неделя Сибелиуса» (с 1951, Хельсинки).
Список произведений
Сочинения:
балет-пантомима -
Скарамуш (по пьесе П.Кнудсена, ор.71, 1913);
для солистов, хора и оркестра -
Куллерво-симфония (ор. 7, 1892), Песня афинян (Atenarnes sang, для хора мальчиков и мужского хора, септета труб и ударных, на текст Рюдберга, ор. 31, 1899);
для оркестра -
симфонии: № 1 (e-moll, ор. 39, 1898-99), N 2 (D-dur, op. 43, 1900-02), № 3 (C-dur, op. 52, 1904-07), №4 (a-moll, op. 63, 1910-II), № 5 (Es-dur, op. 82, 1914-15, окончательная редакция 1919), № 6 (d-moll, op. 104, 1922-23), № 7 (C-dur, op. 105, 1924), симфонические поэмы- Caгa (En Saga, op. 9, 1892, окончательная редакция 1901), Весна (Varsang, op. 16, 1894), сюита Лемминкяйнен (Lemminkais-sarja, 4 легенды, ор. 22, 1893-96: 1. Лемминкяйнен и девушки на острове Саари (Lemminkainen jа Saaren neidot); 2. Лемминкяйнен в Туонеля (Lemminkainen Tuonelassa); 3. Туонельский лебедь (Tuonelan joutsen); 4. Возвращение Лемминкяйнена (Lemminkainen kotunpaluu)), Финляндия (op. 26, 1899), Дриада (Skogszaet, op. 45, 1910), Дочь Севера (Pohjolan tytar, op. 49, 1906), Ночная скачка и восход солнца (Nattlig ritt och solupp-gang, op. 55, 1907), Бард (op. 64, 1913-14), Океаниды (op. 73, 1914), Тапиоля (Tapiola, op. 112, 1926); Любовная сюита для струпных, литавр и треугольника (Rakastava, ор. 14, 1911; первоначальный вариант-для хора a cappella, 1893);
для инструмента с оркестром -
концерт для скрипки (d-moll, ор. 47, 1903, 2-я редакция 1905), 2 серенады (d-moll, op. 69 и g-moll, 1912, 1913), 6 юморесок (op. 87 и 89, 1917); струнный квартет Внутренние голоса (Voces intimae, d-moll, op. 56, 1909);
для фортепиано -
соната (F-dur, ор. 12, 1893), 3 сонатины (op. 67, 1912), цикл Кюлликки (Kyllikki, 3 лирич. пьесы, ор. 41, 1904), около 130 пьес, в том числе цикл 5 пьес (ор. 75, 1914);
более 50 пьес для скрипки с фортепиано;
для голоса с оркестром -
Невесты паромщика (Koskenlaskijan morsiamet, ор. 33, 1897), Дочери природы (Luon-notar, для сопрано и оркестра, ор. 70, 1913);
около 100 песен с фортепиано;
оркестровые сочинения из музыки к спектаклям драматического театра и "живым картинам" -
Карелия (увертюра и оркестр сюита, ор. 10 и 11, 1893), Исторические сцены 1 и II (ор. 25 и 66, 1899, 1912), Король Кристиан II (Kung Christian II, сюита, op. 27, 1898), Грустный вальс (Valse triste, из музыки к драме А. Ярнефельта "Смерть" - Kuolema, ор. 44, 1903), Пеллеас и Мелизанда (сюита из музыки к драме М. Метерлинка, 1905), Белый, как лебедь (Svanevit, сюита из музыки к пьесе Ю. А. Стриндберга, 1909), Буря (Myrsky, по Шекспиру, 2 сюиты, 1930).